В настоящее время регистрация прав граждан (регистрация права собственности на дома и земельные участки, права аренды) в соответствии с действующем законодательством РФ производится в уполномоченном на то государственном органе Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Для регистрации права необходимо собрать определенный пакет документов.
В данный пакет входят:
1. Правоустанавливающий документ (постановление главы администрации, выписка из похозяйственной книги);
2. Кадастровый паспорт (на землю и на дом);
3. Декларация (в случае регистрации права собственности на садовый дом);
4. Квитанция об уплате государственной пошлины в установленном размере.
При регистрации переход права собственности необходимо составление юридически значимых документов: договоров купли-продажи или дарения. Гражданское законодательство России даёт гражданам возможность заключать данные договора как в простой письменной форме, так и с помощью нотариусов (нотариально заверенный договор).
Данные договора имеют равную юридическую силу и подлежат в обязательном порядке регистрации в Управлении федеральной службы по государственной регистрации, кадастру и картографии.